Главная arrow Механические испытания покрытий

Механические испытания покрытий

Прочность сцепления покрытия и основного металла является одним из важных факторов, характеризующих возможность применения металлического покрытия.

 

Состояние поверхности основного металла перед покрытием определяет прочность сцепления. Очистка поверхности детали перед покрытием имеет решающее значение, так как следы загрязнения в значительной степени влияют на прочность сцепления. Сцепление тем лучше, чем больше шероховатость поверхности основного металла, т. е. увеличена площадь соприкосновения между основным металлом и покрытием. Поэтому такие методы подготовки под покрытие как дробеструйная обработка, шлифование, травление благоприятно влияют на качество сцепления. Нобходимо отметить, что на прочность сцепления покрытия влияют не только предварительная подготовка поверхности основы, но также состав электролита и режим электролиза.

В цеховой практике чаще всего применяют качественные методы определения прочности сцепления, которые основаны на различии физико-механических свойств металлов покрытий и основного металла детали. Большей частью качественные методы основаны на сильной деформации образца, происходящей с разрушением покрытия или основного металла. Метод контроля выбирают в зависимости от металла покрытия, вида и назначения детали. Для контроля допускается применять оборудование и приспособления различных типов (полировальные и крацевальные круги, щетки, тиски, муфельные печи и т. п.).

Метод полирования заключается в полировании поверхности покрытия в течение не менее 15 с. С этой целью применяют специальные пасты (крокусная, хромовая и др.) и круги из бязи, фетра и других материалов. Скорость полирования 20— 30 м/с. После полирования на контролируемой поверхности не должно быть вздутия или отслаивания покрытия.

Метод крацевания рекомендует крацевать поверхность покрытия также не менее 15 с. Для этого применяют стальные и латунные щетки (для мягких покрытий) с диаметром проволоки 0,1—0,3 мм и частотой вращейия 1500—2800 об/мин. После крацевания на контролируемой поверхности также не должно быть вздутия или отслаивания поверхности.